Идентификация процессов

Идентификация процессов

Версия для печати

Идентификация процессов

1. Различия между понятиями «процесс» и «деятельность»

Если в аудитируемой организации не могут различить понятия «процесс» и «деятельность (вид деятельности)», аудитор может вкратце объяснить различия, используя руководящие указания (подраздел 2.4) и определение (пункт 3.4.1) в ИСО 9000 в качестве вспомогательной информации. Аудитор должен быть способен адаптироваться к ситуации аудитируемой организации. Понимание систем аудитируемой организации и ее подходов является обязанностью аудитора.

Во время аудита аудитору следует установить, заключается ли проблема только в терминологических различиях или же у аудитируемой организации отсутствует реальное внедрение процессного подхода. Может, нужно будет оформить отчет о несоответствии, если в аудитируемой организации не полностью реализованы требования, содержащиеся в разделе 4.1 ИСО 9001. Если же это просто проблема терминологии и при этом все требования раздела 4.1 выполнены, то нет необходимости оформлять отчет о несоответствии.

Аудитируемая организация имеет право использовать свою собственную терминологию при условии, что требования стандарта выполняются. Аудитору следует мысленно разработать список перекрестных терминологических ссылок, чтобы обеспечить их согласованность и лучшее понимание.

2. Процесс имеет установленные цель(и), вход(ы), выход(ы), виды деятельности и ресурсы

Если в аудитируемой организации не понимают, что процесс должен иметь установленные (но не обязательно измеряемые) цель(и), вход(ы), выход(ы), виды деятельности и ресурсы, то аудитору следует переформулировать свои вопросы, избегая использования специфической терминологии менеджмента качества, например: «Вы можете объяснить мне, что вы здесь делаете?», «Какие основные виды работ выполняются в вашем отделе?», «Какая информация вам нужна, чтобы начать вашу работу?», «Откуда она поступает?», «Кто получает результаты вашей работы?», «Как вы узнаете, что сделали вашу работу правильно?» и т.д.

Это должно помочь аудитору установить, определены ли уже процессы (по ИСО 9001), имеются ли четкие входы, выходы, цели и так далее.

3. Следует проводить анализ, мониторинг и/или измерение и улучшение процессов

Если после применения вышеприведенных приемов аудита все же не будут обнаружены какие-либо записи или другие доказательства, демонстрирующие, что проводится анализ, и/или мониторинг, и/или измерение и/или улучшение процессов, то это следует рассматривать как несоответствие части раздела 4.1 ИСО 9001.

4. Аудитируемая организация/аудитор полагает, что каждый раздел или подраздел ИСО 9001:2000 должен быть определен как отдельный процесс

Если аудитор считает этот подход правильным, то ему следует обратиться к соответствующим документам ИСО (в особенности к документу ISO/TC 176/SC 2/N 544 Руководство по концепции и использованию процессного подхода из Пакета документов по вводу и поддержке ИСО 9000), которые ясно говорят о противоположном.

Если этот подход правильным считает аудитируемая организация, то аудитору рекомендуется использовать приемы, приведенные в разделе 2 (см. выше).

5. Является ли процессный подход, описанный во «Введении» к ИСО 9001, требованием стандарта?

Описание процессного подхода во «Введении» к ИСО 9001 является чисто информационным и само по себе не устанавливает каких-либо дополнительных требований. Раздел 4.1 определяет шаги, необходимые для внедрения процессного подхода по отношению к процессам системы менеджмента качества; в примечании к разделу 4.1 даны примеры процессов, необходимых для системы менеджмента качества. Поэтому методология аудита должна, соответственно, быть ориентирована на анализ процессов организации.


Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Возврат к списку