Сборник руководств Группы по практике аудитирования

Группа по практике проведения аудитов на соответствие ISO 9001

Версия для печати

Представление «Группы по практике проведения аудита на соответствие ИСО 9001»
Группа по практике проведения аудита на соответствие ИСО 9001 (ISO 9001 Auditing Practices Group) является неформальной группой экспертов, аудиторов и практиков по системам менеджмента качества (СМК), сформированной из членов Технического комитета 176 «Менеджмент качества и гарантирование качества»ИСО (ИСО/TК 176) и Международного аккредитационного форума (IAF). Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Необходимость двухступенчатого подхода к проведению аудита
Проведение аудита на соответствие требованиям ИСО 9001 требует, чтобы аудиторы обладали хорошим пониманием системы менеджмента качества (СМК) аудитируемой организации и характера ее бизнеса. Вот почему для организации полезно, чтобы ее посетили до сертификационного аудита, и чтобы была проведена 1-я ступень аудита. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Аудит постоянного улучшения
Следует подчеркнуть, что требование постоянного улучшения в ИСО 9001 относится к постоянному повышению результативности СМК. Дата публикации:  1 декабря 2009 г.

Аудит «компетентности» и «результативности предпринятых действий»

Нижеследующая информация предоставлена, чтобы облегчить понимание аудиторами, выполняющими сертификационные аудиты, требований раздела 6.2.2 ИСО 9001 относительно «компетентности» и «результативности предпринятых действий».

Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Связывание аудита отдельной задачи, деятельности или процесса с аудитом системы в целом
Аудитору не следует упускать из виду общее направление аудита и отвлекаться на излишние детали. Важно, чтобы аудитор держал под пристальным взглядом информацию, предоставленную аудитируемой организацией в руководстве по качеству или документации, где она определила взаимодействие процессов. Интервью следует проводить таким образом, чтобы аудитор мог установить «входы» и «выходы» аудитируемых процессов. Дата публикации:  14 октября 2004 г.

Как аудитировать процессы высшего руководства
Признавая, что аудитирование высшего руководства является чувствительным вопросом, настоящий документ содержит руководящие указания по проведению этого вида аудитирования. Дата публикации:  14 октября 2004 г.

Аудитирование требований, применяемых «где это уместно»
Аудитируемой организации следует определить применение требований ИСО 9001 «где это уместно», если это будет влиять на ее способность удовлетворять требования потребителей. (Может быть полезным напомнить аудитируемой организации положение подраздела 1.1 ИСО 9001:2000 «… когда организация: a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителя и соответствующим законодательным и нормативным требованиям».) Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Роль и ценность контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа)
Настоящий документ содержит информацию о роли контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа) и его использовании в целях активной поддержки процесса аудита. Дата публикации:  14 октября 2004 г.

Аудитирование процессов обратной связи от потребителя
Процесс обратной связи от потребителя является важной частью системы менеджмента качества, и поэтому ему следует уделять адекватное внимание во время аудита третьей стороной. Обратная связь от потребителя является одним из основных показателей деятельности, который может использоваться для того, чтобы судить об общей результативности СМК. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Демонстрирование соответствия стандарту («Проведение аудита по разделам стандарта» или «Проведение аудита по процессам аудитируемой организации»)
При оценке соответствия стандарту контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа) может быть недостаточно. В конце аудита аудитору следует быть в состоянии знать, все ли требования стандарта выполнены или не все. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Установление «применимых/уместных» процессов
Когда терминология, используемая аудитируемым лицом, отличается от терминологии, используемой аудитором, последнему следует осознавать понятия ИСО 9001, используя ИСО 9000, и мысленно или письменно осуществлять перекрестную связь между определениями аудитируемого лица и собственными определениями одних и тех же понятий, избегая использования жаргона менеджмента качества. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Документирование несоответствия
В фокусе аудита любой системы менеджмента стоит определение того, разработана ли система менеджмента, результативно ли она внедрена и поддерживается ли она в рабочем состоянии. Организация становится зарегистрированной/сертифицированной на основе того, что она результативно внедрила систему менеджмента, которая соответствует требованиям ИСО 9001. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Как результативно использовать ИСО 19011
ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» содержит руководящие указания по проведению аудитов первой, второй и третьей стороной как систем менеджмента качества, так и систем экологического менеджмента. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Как добавить ценность во время процесса аудита
Мы столько слышим о важности «добавления ценности» во время аудитов системы менеджмента качества (СМК), но что это означает на самом деле? Можно ли добавить ценность, не подвергая риску целостность аудита или не осуществляя консультирования? В принципе, всем аудитам следует добавлять ценность, но так происходит не всегда. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Идентификация процессов
Если в аудитируемой организации не могут различить понятия «процесс» и «деятельность (вид деятельности)», аудитор может вкратце объяснить различия, используя руководящие указания (подраздел 2.4) и определение (пункт 3.4.1) в ИСО 9000 в качестве вспомогательной информации. Аудитор должен быть способен адаптироваться к ситуации аудитируемой организации. Понимание систем аудитируемой организации и ее подходов является обязанностью аудитора. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Аудитирование внутренних коммуникаций
Результативный процесс внутренней коммуникации вносит вклад в успех системы менеджмента качества любой организации. И наоборот, многие проблемы, которые появляются вместе с системой менеджмента качества организации, часто могут быть следствием плохой коммуникации. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Аудитирование управления оборудованием для мониторинга и измерений
Следующая информация предоставлена в качестве руководства при аудитировании процессов, связанных с управлением оборудованием для мониторинга и измерений, а также при решении вопроса о возможном исключении требований раздела 7.6 из области применения системы менеджмента качества организации. Дата публикации:  30 июля 2009 г.

Аудитирование СМК, имеющей минимум документации
Могут быть разногласия между аудитором и аудитируемой организацией по поводу отсутствия определенных документированных процедур, когда аудитируемая организация представляет только руководство по качеству и шесть документированных процедур, конкретно требуемых ИСО 9001. Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Аудитирование предупреждающих действий
Пункт 3.6.4 ИСО 9000 определяет предупреждающее действие как «действие по устранению причины потенциального несоответствия или другой нежелательной потенциально возможной ситуации». Дата публикации:  5 июня 2009 г.

Аудитирование политики и целей в области качества, а также анализа со стороны руководства
Политику в области качества и ее результативное развертывание по-настоящему можно оценить только на основе полных результатов аудита. Дата публикации:  5 июня 2009 г.