Качалов В.А. «ISO 9001:2015. Международный стандарт на системы менеджмента качества. Наблюдения, интерпретация, анализ, критика, советы»

Версия для печати
09.12.2020

Качалов В.А. «ISO 9001:2015. Международный стандарт на системы менеджмента качества. Наблюдения, интерпретация, анализ, критика, советы» том 1 2020Вышла из печати очередная, уже 14-я, книга советника генерального директора ООО «Интересертифика-ТЮФ» В.А. Качалова: ISO 9001:2015. Международный стандарт на системы менеджмента качества. Наблюдения, интерпретация, анализ, критика, советы. – М.: ИздАТ, 2020. – в 2 т.

В ней представлен обобщенный анализ последней редакции наиболее распространенного и применяемого в Российской Федерации и во всем мире международного стандарта ISO 9001:2015, устанавливающего требования к системе менеджмента качества. Автор, являющийся более 20 лет аудитором по системам менеджмента качества и принявший участие в сотнях аудитов таких систем, отражает в книге свой взгляд на содержание положений этого стандарта, представляет аргументы несогласия с методической обоснованностью ряда включенных в него положений и комментирует десятки конкретных ситуаций, возникающих в ходе подготовки и проведения сертификации систем менеджмента качества на соответствие ISO 9001:2015.

Качалов В.А. «ISO 9001:2015. Международный стандарт на системы менеджмента качества. Наблюдения, интерпретация, анализ, критика, советы» 2020 Книга основана на материалах более 300 публикаций автора по проблемам разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента на основе международных стандартов на такие системы.

Представленные в книге материалы будут интересны и полезны всем, кто интересуется проблемами разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2015. Книга доступна в офисе ООО «Интерсертифика-ТЮФ».

Ниже приведено содержание книги и авторское предисловие к ней.




СОДЕРЖАНИЕ
(укрупненно)

Предисловие
1 Некоторые общие проблемы
Разделы ISO 9001:2015
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
4.3 Область применения СМК
4.4 Система менеджмента качества и ее процессы
5.1 Лидерство и приверженность
5.2 Политика в области качества
5.3 Функции, обязанности, ответственность и полномочия
6.1 Риск-ориентированное мышление
6.2 Цели в области качества
6.3 Планирование изменений
7.1 Ресурсы
7.2 Компетентность персонала
7.5 Документированная информация
8.2 Требования к продукции и услугам
8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг
8.4 Закупки
8.5.1 Управление производством продукции и предоставлением услуг
8.5.2 Идентификация и прослеживаемость
8.5.3 Собственность, принадлежащая потребителям или внешним поставщикам
8.5.4 Сохранение
8.5.5 Деятельность после поставки
8.6 Выпуск продукции и предоставление услуг
8.7 Управление несоответствующими результатами («выходами»)
9.1.1 Мониторинг, измерения, анализ и оценка
9.1.2 Удовлетворенность потребителей
9.2 Внутренний аудит
9.3 Анализ со стороны руководства
10.1 Улучшение
10.2 Несоответствия и корректирующие действия
Приложение. Перечень стандартов, на которые в книге для сокращения текста сделаны прямые ссылки без указания их в списках литературы

АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 
(в сокращенном варианте)

Международный стандарт на системы менеджмента качества, разработанный впервые Международной организацией по стандартизации (ISO) более 30 лет назад, сегодня применяется миллионом самых разных организаций по всему миру.

Появившись как закономерный отклик на запросы экономики, активно развивающейся после разрушительной Второй мировой войны и все более и более ориентирующейся на потребности мирной промышленности, первый международный стандарт на системы качества, опубликованный в 1987 году, аккумулировал накопленный к тому времени передовой научный и практический опыт деятельности в области качества, предложив организациям для внедрения комплексный, системный подход, нацеленный на обеспечение выполнения требований потребителей и применимых правовых требований.

С 2015 года действует пятая редакция этого стандарта – ISO 9001:2015. С одной стороны, она сохранила и подтвердила актуальность важнейших компонентов таких систем, содержавшихся в предыдущих редакциях, с другой - включила в модель системы менеджмента качества целый ряд современных концепций и подходов к менеджменту качества.

Несмотря на то, что с лингвистической точки зрения содержание конкретных положений ISO 9001:2015 не вызывает каких-то сложностей для их восприятия (кроме, возможно, терминов «верификация», «валидация» и «аудит»), интерпретация и конкретная практика внедрения требований ISO 9001:2015 до сих пор вызывает и методические споры среди специалистов, и (что самое главное) серьезные проблемы с целым рядом требований этого стандарта при их внедрении.

К сожалению, анализ соответствующих специализированных полок в книжных магазинах показывает фактические отсутствие изданий, в достаточном объеме освещающих проблемы внедрения и сертификации систем менеджмента качества на основе ISO 9001:2015. Данная книга призвана восполнить этот пробел и помочь специалистам, так или иначе участвующим в организации, планировании, реализации, контроле и улучшении деятельности организаций в области менеджмента качества, другим заинтересованным сторонам лучше понять суть требований этого стандарта, чтобы затем применять его положения максимально результативно.

Автор в течение последних 30 лет активно участвует в пропаганде и внедрении методов менеджмента качества, а, затем, и сертификации систем менеджмента качества на предприятиях и в организациях самых разных отраслей в России и других странах. Это позволило, что называется, «через себя» пропустить положения четырех из пяти редакций ISO 9001, найти аргументы для интерпретации практически всех положений, вызывающих затруднение для их понимания. Свои соображения автор, как правило, излагал в соответствующих публикациях, число которых за это время превысило три сотни. Они и были положены в основу данной книги после их существенной переработки, учитывающей особенности последней редакции ISO 9001:2015.

Структура книги отражает структуру этого стандарта: номера разделов и их ключевая направленность в точности соответствуют номерам и темам разделов ISO 9001:2015. В большинстве разделов отдельно рассмотрены вопросы, вызвавшие конкретные проблемы с интерпретацией и внедрением тех или иных требований в связи с расхождениями во взглядах на их содержание с консультантами и аудиторами органов по сертификации. Эти места в разделах названы «Некоторые практические вопросы».

Будучи добавленной к трем последним книгам автора, а именно

данная книга позволила автору в совокупности создать полноценную тематическую серию книг, позволяющих заинтересованным организациям и их сотрудникам

а)      понять содержание требований ISO 9001:2015 к системе менеджмента качества,

б)      познакомиться с реальной практикой реализации этих требований в сотнях организаций и

в)      правильно подготовиться к взаимодействию с аудиторами при сертификации своей системы менеджмента качества на соответствие требованиям этого стандарта.

Все соображения, приведенные в книге, являются точкой зрения автора. Вместе с тем, в подавляющем большинстве случаев она отражает консолидированную позицию по отношению к обсуждаемым вопросам руководства компании ООО «Интерсертифика-ТЮФ», в которой действуют три органа по сертификации систем менеджмента, относящихся к числу наиболее авторитетных в Российской Федерации.

 

В.А. Качалов