Статьи и информационные материалы

Версия для печати
Качалов В.А.
Преемственность — ожидаемая и реализованная особенность стандартов ISO
  • Насколько велика в новых стандартах ISO 9001 и ISO 14001 доля ключевых изменений?
  • В чем новые версии этих стандартов повторяют старые?
  • Сохранилась ли положительная тенденция в новых версиях?

Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала в сентябре этого года новые редакции наиболее популярных стандартов на системы менеджмента — ISO 9001 и ISO 14001. Сейчас они энергично изучаются всеми заинтересованными сторонами.

Подробнее
«Методы менеджмента качества», 2015, № 11
Интервью В.А. Качалова журналу ««Методы менеджмента качества»
Во второй половине января 2016 г. РИА «Стандарты и качество» планирует организовать для заинтересованных лиц мастер-класс В.А. Качалова — одного из ведущих специалистов в области методики проведения аудитов систем менеджмента. В преддверии этого мероприятия Владимир Алексеевич ответил на вопросы нашего корреспондента.
Подробнее
Качалов В.А.
Предусматривает ли модель стандарта ISO 14001:2004 обязательность выполнения правовых требований?

Если в ходе аудита системы экологического менеджмента (СЭМ) выявлено невыполнение какого-то требования нормативного правового акта или нормативного документа (далее — пра­вовые требования), это говорит о следующем:

  • во-первых, о том, что это требование в орга­низации БЫЛО НАРУШЕНО или НЕ БЫЛО ВЫПОЛНЕНО;
  • во-вторых (в случае, когда данное нарушение после своего появления в принципе МОГЛО быть устранено), что это нарушение в момент нахождения аудитора в соответствующем месте еще НЕ БЫЛО УСТРАНЕНО.

Само по себе и то и другое, на первый взгляд, негативно характеризует и организацию, и ее СЭМ. Обоснованность такого вывода мы обсудим позже, а сейчас давайте попробуем разобраться в том, МОЖНО ли рассматривать и использо­вать данный факт в качестве СВИДЕТЕЛЬСТВА АУДИТА, доказывающего несоответствие тре­бованиям именно стандарта ISO 14001:2004, а не только правовым требованиям.

Подробнее
Качалов В.А.
Еще раз о политике и целях в системах менеджмента

Менеджерам по качеству хорошо известно: все применяемые модели систем менеджмента требуют, чтобы цели организации (и задачи — при их наличии) были согласованы с политикой.

Подробнее
Качалов В.А.
Всегда ли должны осуществляться корректирующие действия?

Острота данного вопроса вызвана тем обстоятельством, что автору регулярно приходится либо самому лично, либо на основе рассказов коллег сталкиваться с ситуацией, когда аудиторы третьей стороны оформляли несоответствие по п. 8.5.2 стандарта ISO 9001:2008 [1] на том основании, что:

а) в процедуре управления корректирующими действиями ОТСУТСТВОВАЛО требование, чтобы они осуществлялись по отношению ко всем выявленным несоответствиям, и/или что

б) организация РАЗРАБАТЫВАЛА И ОСУЩЕСТВЛЯЛА корректирующие действия по отношению не ко всем зарегистрированным несоответствиям.

Попыткой разобраться в обоснованности подобных заключений и является данная статья.

Подробнее
Качалов В.А.
ГОСТ ISO 9001-2011: ошибки перевода теперь зафиксированы на уровне СНГ. Неужели навсегда?
Поводом же для подготовки представленного ниже материала стал НАКОНЕЦ-то (более чем через год (!) после принятия) официально опубликованный текст межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011, введенного Росстандартом в качестве национального с 1 января 2013 года (приказ № 1575-ст от 22 декабря 2011 года).
Подробнее
Качалов В.А.
Что значит «создать» систему менеджмента качества и «поддерживать ее в рабочем состоянии»?

Самым первым требованием стандарта ISO 9001:2008 [1] является следующее: The organization shell establish, document, implement and maintain a quality management system…

Автор переводит это как «Организация должна разработать, документально оформить, внедрить систему менеджмента качества и обеспечить ее функционирование…» Это, в принципе, совпадает с официальным переводом ГОСТ Р ИСО 9001:2008 [2], где это требование звучит так: «Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем стоянии систему менеджмента качества…»

Проблема, с которой столкнулся дотошный менеджер качества, связана с необходимостью разобраться в том, что именно является признаком и (что самое главное) доказательством того, что система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008

Подробнее
Качалов В.А.
Реклама сертификата. Как правильно?

Наличие у компании сертифицированной системы менеджмента качества стало приметным и заслуживающим уважения атрибутом современной бизнес-деятельности. Разработка, внедрение и последующая сертификация систем менеджмента качества, построенных на получивших мировое признание моделях таких систем, демонстрирует приверженность руководства сертифицированных компаний подходам, ориентированным на максимальное удовлетворение требований и запросов потребителей. 

Вместе с тем, естественное желание сертифицированных компаний использовать этот факт в рекламных целях нередко принимает форму, нарушающую установленные в этой области правила, вводя в заблуждение не только своих прямых, но и потенциальных клиентов.

Подробнее
Качалов В. А.
Качество перевода стандартов: ситуацию надо менять

Проблемы, связанные с внедрением данных стандартов – многогранны. Вместе с тем, за прошедшие 25 лет со времени выхода первого стандарта на системы менеджмента (что, как известно, произошло в 1987 году, и касалось стандартов семейства ISO 9000 на системы менеджмента качества) эти проблемы были всесторонне исследованы. В результате были опубликованы многочисленные материалы, помогающие преодолеть методические, организационные, социально-психологические, специфические отраслевые и другие препятствия на пути освоения международно-признанных моделей систем менеджмента. В их число входит и большой ряд статей и монографий на русском языке – как переведенных, так и написанных российскими специалистами.

Но есть одна проблема, которая в нашей стране до сих пор не преодолена. Более того, к сожалению, со временем все более закрепляется впечатление, что она в России является фактически непреодолимой. Речь идет о переводах международных стандартов на русский язык, а конкретнее – о НЕсвоевременности, НЕадекватности и БЕЗграмотности этих переводов.

Подробнее
Качалов В.А.
Правда ли, что в системах менеджмента качества требования к компетентности персонала более жесткие, чем в системах экологического менеджмента?
Заданный вопрос вызван тем, что, сравнивая требования, устанавливаемые к компетентности персонала в ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [1] и в ГОСТ Р ИСО 14001-2007 [2], дотошный менеджер качества обнаружил, что в первом стандарте эти требования ШИРЕ.
Подробнее