Статьи и информационные материалы

Версия для печати
Качалов В.А.
Состояние дел по сертификации систем менеджмента на 31.12.2018

По материалам ISO Survey – 2018

В конце 2019 года Международная организация по стандартизации опубликовала очередной обзор данных о наличии сертификатов на системы менеджмента в разрезе стран и отраслей экономической деятельности.

Подробнее
Качалов В.А.
Как организации достичь успеха?

Возрасту вопроса, сформулированного в заголовке, уж точно не меньше лет, чем самому понятию «организация» («компания», «предприятие», «фирма» и т.п.), и за это время появилось колоссальное количество точек зрения и вариантов ответа на него. Вместе с тем, у всех этих позиций есть ключевое общее: все сходятся на том, что успех организации невозможен В ПРИНЦИПЕ без довольных потребителей ее продукции, работ и услуг. А это, в свою очередь, предопределяет жизненную необходимость, с одной стороны, достижения и поддержания высокого качества предлагаемых рынку продукции, работ и услуг, с другой – обеспечения их конкурентоспособности. Залог успеха – именно в этом!

Проблема, поэтому, сводится к тому, КАК этого достичь?

Подробнее
Качалов В.А.
Системы менеджмента на основе ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015. Комментарии, рекомендации, практика внедрения
Качалов В.А.Системы менеджмента на основе ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015. Комментарии, рекомендации, практика внедренияВ книге в систематизированном виде последовательно рассматриваются требования новых (2015 года) редакций международных стандартов ISO 9001 и ISO 14001 на системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Материал подготовлен в виде совокупностей многочисленных официальных и десятков авторских комментариев, а также сотен рекомендаций и примеров из практики реализации требований этих стандартов.
Подробнее
Качалов В.А.
«Риски» и «Возможности» в стандарте ISO 9001:2015: порознь или вместе?
Задуматься о правильном ответе на заданный в заголовке вопрос автора заставило то обстоятельство, что при знакомстве с различными публикациями и в разговорах со своими коллегами он встретился с целым рядом НЕСОВПАДАЮЩИХ толкований понятий «риски» и «возможности», используемых в тексте новой версии стандарта ISO 9001 в виде словосочетания risks and opportunities.
Подробнее
Качалов В.А.
На что распространяются требования п. 7.5.5 стандарта ISO 9001:2008 при оказании образовательных услуг?
Требования п. 7.5.5 стандарта ISO 9001:2008 (далее — ISO 9001) определяют деятельность по обеспечению сохранности ПРОДУКЦИИ. Поэтому автор с самого начала хотел бы уточнить для читателей, о КАКОЙ продукции он будет вести разговор.
Подробнее
Качалов В.А.
Преемственность — ожидаемая и реализованная особенность стандартов ISO
  • Насколько велика в новых стандартах ISO 9001 и ISO 14001 доля ключевых изменений?
  • В чем новые версии этих стандартов повторяют старые?
  • Сохранилась ли положительная тенденция в новых версиях?

Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала в сентябре этого года новые редакции наиболее популярных стандартов на системы менеджмента — ISO 9001 и ISO 14001. Сейчас они энергично изучаются всеми заинтересованными сторонами.

Подробнее
«Методы менеджмента качества», 2015, № 11
Интервью В.А. Качалова журналу ««Методы менеджмента качества»
Во второй половине января 2016 г. РИА «Стандарты и качество» планирует организовать для заинтересованных лиц мастер-класс В.А. Качалова — одного из ведущих специалистов в области методики проведения аудитов систем менеджмента. В преддверии этого мероприятия Владимир Алексеевич ответил на вопросы нашего корреспондента.
Подробнее
Качалов В.А.
Предусматривает ли модель стандарта ISO 14001:2004 обязательность выполнения правовых требований?

Если в ходе аудита системы экологического менеджмента (СЭМ) выявлено невыполнение какого-то требования нормативного правового акта или нормативного документа (далее — пра­вовые требования), это говорит о следующем:

  • во-первых, о том, что это требование в орга­низации БЫЛО НАРУШЕНО или НЕ БЫЛО ВЫПОЛНЕНО;
  • во-вторых (в случае, когда данное нарушение после своего появления в принципе МОГЛО быть устранено), что это нарушение в момент нахождения аудитора в соответствующем месте еще НЕ БЫЛО УСТРАНЕНО.

Само по себе и то и другое, на первый взгляд, негативно характеризует и организацию, и ее СЭМ. Обоснованность такого вывода мы обсудим позже, а сейчас давайте попробуем разобраться в том, МОЖНО ли рассматривать и использо­вать данный факт в качестве СВИДЕТЕЛЬСТВА АУДИТА, доказывающего несоответствие тре­бованиям именно стандарта ISO 14001:2004, а не только правовым требованиям.

Подробнее
Качалов В.А.
Еще раз о политике и целях в системах менеджмента

Менеджерам по качеству хорошо известно: все применяемые модели систем менеджмента требуют, чтобы цели организации (и задачи — при их наличии) были согласованы с политикой.

Подробнее
Качалов В.А.
Всегда ли должны осуществляться корректирующие действия?

Острота данного вопроса вызвана тем обстоятельством, что автору регулярно приходится либо самому лично, либо на основе рассказов коллег сталкиваться с ситуацией, когда аудиторы третьей стороны оформляли несоответствие по п. 8.5.2 стандарта ISO 9001:2008 [1] на том основании, что:

а) в процедуре управления корректирующими действиями ОТСУТСТВОВАЛО требование, чтобы они осуществлялись по отношению ко всем выявленным несоответствиям, и/или что

б) организация РАЗРАБАТЫВАЛА И ОСУЩЕСТВЛЯЛА корректирующие действия по отношению не ко всем зарегистрированным несоответствиям.

Попыткой разобраться в обоснованности подобных заключений и является данная статья.

Подробнее