Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2008, № 1

Версия для печати

В полученном нами отчете по сертификационному аудиту написано: «Объектом аудита СМК является область аудита СМК».

Просим разъяснить, действительно ли эти понятия тождественны?

Нет, не тождественны. Между ними есть, как ми­нимум, четыре различия.

Первое. Сертификационный аудит СМК проводит­ся с целью установить соответствие СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000 в заявленной для серти­фикации области ее распространения. Тем самым определяется ОБЪЕКТ аудита: это система менеджмента организации в той части ее области распростра­нения, которая заявлена как область сертификации СМК.

В Руководстве Группы по практике аудитирования ИСО 9001 от 24.11.04 «Область применения ИСО 9001: 2000, область распространения системы менеджмента качества и область регистрации/сертификации» пояс­няется, что область сертификации должна определять:

  • номенклатуру выпускаемой продукции и/или пре­доставляемых услуг, охваченную СМК;
  • производственные площадки, отделы, отделения и другие виды подразделений, связанные с этой номенклатурой;
  • основные процессы или виды деятельности (такие как проектирование, изготовление, поставка, пос­лепродажный сервис), относящиеся к указанной номенклатуре продукции и/или услуг;
  • все требования стандарта ISO 9001:2000, которые были исключены в связи со спецификой сертифи­цируемой деятельности1.

Вместе с тем, любая предъявляемая для сертифи­кации СМ К является сложным, многоэлементным объектом. Именно поэтому анализ соответствия тако­го объекта проводится на примерах определяемой аудиторами представительной ВЫБОРКИ процессов, процедур, подразделений, видов деятельности, мест проведения работ (в частности, строительных площа­док), отдельных работников, выпускаемой продукции и т. п. за определенный ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (при сертификационном аудите, например, — за время после ввода СМК в действие, в дальнейшем — за время, прошедшее после предыдущего аудита). В сово­купности все это и составляет ОБЛАСТЬ аудита.

Область аудита — термин, определенный в п. 3.2 стандарта ISO 19011:2002 как «объем и границы ауди­та». В него, как поясняется в примечании к определению, входит:

  • описание места проведения действий по аудиту, подвергаемых аудиту организационных единиц, видов деятельности и процессов;
  • охватываемый период времени (период, за кото­рый будет анализироваться деятельность).

Второе. Если за время между двумя и даже более аудитами заявленная для сертификации область рас­пространения СМК МОЖЕТ не меняться (т. е. ОБЪ­ЕКТ аудита остается ТЕМ ЖЕ), то при ЛЮБОМ но­вом аудите ОБЛАСТЬ аудита ВСЕГДА будет ДРУГОЙ (хотя бы потому, что анализируемый период ВСЕГДА будет РАЗНЫМ, если даже ПРИМЕРЫ для анализа будут теми же).

Третье. ОБЪЕКТ аудита выбирает ОРГАНИЗА­ЦИЯ, а ОБЪЕМ аудита - КОМАНДА ПО АУДИТУ.

Четвертое. ОБЪЕКТ аудита в ходе аудита НЕИЗ­МЕНЕН, тогда как ОБЪЕМ аудита по его ходу при определенных обстоятельствах по решению команды аудиторов МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕН — как в сторону сокращения (например, при досрочном завершении аудита в случае выявления значительного числа существенных или критических отклонений), так и в сторону расширения (например, при принятии решения о необходимости сбора дополнительных свидетельств по ходу аудита или проведении дополнительного аудита.

_____________________

1 Подробнее об этом можно прочитать в статье В.А. Качалова «Что определяет границы области распространения СМК?». — ММК. — 2007. - № 6. - Прим. ред.


Автор:  Качалов В.А.

Возврат к списку