Главная » Дополнительно » ПУБЛИКАЦИИ


ПУБЛИКАЦИИ

Роль и ценность контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа)

Группа по практике проведения аудита на соответствие ИСО 9001

14 октября 2004 г.

Введение

Настоящий документ содержит информацию о роли контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа) и его использовании в целях активной поддержки процесса аудита.

Несмотря на то, что документ адресован в первую очередь внешним аудитирующим организациям (включая органы по регистрации и сертификации), содержащаяся в нем информация может в равной степени использоваться любой организацией, проводящей внутренние аудиты.

Необходимость в контрольных перечнях вопросов (чек-листах)

ИСО 19011, как действующий стандарт на проведение аудитов, включает раздел 6.4.3 «Подготовка рабочих документов». Нижеследующий текст является выдержкой из этого раздела:

Членам команды по аудиту следует проанализировать информацию, относящуюся к установленным им заданиям на аудит, и подготовить рабочие документы, которые необходимы для использования в качестве справочных документов и для протоколирования хода аудита. Такие документы могут включать:

  • контрольные перечни вопросов (чек-листы) и планы выборочного контроля, а также
  • формы для записи информации, такой, как поддерживающие свидетельства, результаты аудита и протоколы совещаний.

Использование контрольных перечней вопросов (чек-листов) и форм не должно ограничивать диапазон деятельности по аудиту, который может меняться в результате собранной в ходе аудита информации.

Использование контрольных перечней вопросов по аудиту (чек-листов)

Хотя требования о контрольных перечнях вопросов по аудиту (чек-листах) не всегда содержатся в стандартах на системы менеджмента, они являются одним из инструментов, имеющихся в наличии в «инструментальном ящике аудитора». Многие организации будут использовать их для обеспечения того, чтобы аудит как минимум охватывал требования, определенные областью проведения аудита.

Ниже показан пример подхода к аудитированию:

Полезно аудитировать от системы менеджмента качества организации к требованиям. Контрольный перечень вопросов по аудиту (чек-лист) можно использовать для обеспечения того, чтобы обращаться ко всем соответствующим требованиям ИСО 9001.

Преимущества

Имеющаяся на рынке литература в отношении использования контрольных перечней вопросов (чек-листов) отмечает следующее:

  1. Разработанные для конкретного аудита и правильно используемые контрольные перечни вопросов (чек-листы):

а) Способствуют правильному планированию аудита.

б) Обеспечивают последовательный подход к аудиту.

в) Действуют как план выборочного контроля и менеджер времени.

г) Служат средством памяти.

д) Предоставляют хранилище для заметок, собранных во время процесса аудита (заметки на полях вопросника).

  1. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) по аудиту необходимо разрабатывать для поддержки процесса аудита.
  2. Необходимо обучать аудиторов использованию конкретного контрольного перечня вопросов (чек-листа) и показывать, как его использовать, чтобы, применяя хорошие методики опроса, получать максимум информации.
  3. Контрольным перечням вопросов (чек-листам) следует быть помощником аудитора для лучшего осуществления его деятельности.
  4. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) помогают обеспечивать, чтобы аудит проводился систематическим и всесторонним образом и чтобы были получены адекватные свидетельства.
  5. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) могут обеспечить структурированность и целостность аудита, а также обеспечивать уверенность в том, что аудитом будет охвачена вся область проведения аудита.
  6. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) могут стать средством коммуникации и местом записей данных для использования их в качестве будущих ссылок.
  7. Заполненный контрольный перечень вопросов (чек-лист) является объективным свидетельством того, что аудит был выполнен.
  8. Контрольный перечень вопросов (чек-лист) может представлять собой запись о том, что СМК была проверена.
  9. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) могут использоваться как информационная база для планирования будущих аудитов.
  10. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) могут быть предоставлены аудитируемой организации перед аудитом на месте.

 

Недостатки

Когда контрольные перечни вопросов по аудиту (чек-листы) отсутствуют или они плохо подготовлены, отмечаются следующие проблемы/озабоченности:

  1. На контрольный перечень вопросов (чек-лист) могут смотреть как на нечто пугающее аудитируемых.
  2. Нацеленность контрольного перечня вопросов (чек-листа) может быть слишком узкой и ее не хватит для идентификации некоторых специфических проблемных областей.
  3. Контрольные перечни вопросов (чек-листы) являются инструментом помощи аудитору, но будут сдерживающим фактором, если их использовать в качестве механизма только поддержки аудитора.
  4. Контрольным перечням вопросов (чек-листам) не следует быть заменой планирования аудита.
  5. Неопытный аудитор может быть не в состоянии четко сообщать, что он ищет, если при формулировке своих вопросов он очень сильно зависит от контрольного перечня вопросов (чек-листа).
  6. Плохо подготовленные контрольные перечни вопросов (чек-листы) могут замедлить аудит из-за дублирования и повторов.
  7. Обобщенные (универсальные) контрольные перечни вопросов (чек-листы), которые не отражают конкретную систему менеджмента организации, могут не добавить никакой ценности и мешать аудиту.
  8. Узконаправленные контрольные перечни вопросов (чек-листы) сужают возможность для уникальных вопросов и применения оригинальных подходов к оценке.

Заключение

В использовании контрольных перечней вопросов по аудиту (чек-листов) есть свои преимущества и свои недостатки. Все зависит от многих факторов, включая потребности клиента, ограничения по времени и затратам, опыт аудитора и отраслевые особенности. Аудиторам следует видеть ценность контрольных перечней вопросов по аудиту (чек-листов) в помощи, которую они оказывают в процессе аудита, и рассматривать их использование как применение функционального инструмента.


Контакты
Секретариат:
+7 (495) 308 99 33
+7 (495) 308 99 34 (факс)
Планово-договорной отдел:
+7 (495) 308 99 35
+7 (495) 308 99 36 (факс)