Главная » Дополнительно » ПУБЛИКАЦИИ


ПУБЛИКАЦИИ

Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2008, №8

Качалов В.А.

Наше небольшое предприятие имеет СМК, сертифицированную год назад. Недавно у нас сменился генеральный директор, а вскоре после этого состоялся инспекционный аудит. Во время него аудиторы потребовали актуализации Политики в области качества, утвержденной прежним директором. Они утверждали, что при смене директора Политику всегда надо актуализировать. Мы пытались спорить, что Политика была принята на три года, и после их истечения будет актуализирована, что новый директор ознакомился с ней и объявил на собрании коллектива о своем согласии со всеми ее положениями, но аудиторы настояли на своём. Нам пришлось переоформить Политику, подписав ее у нового директора, хотя в ее содержании ничего не изменилось.

НАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ УЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО БЫЛИ ПРАВЫ АУДИТОРЫ?

ОТВЕТ: 

Аудиторы в данной ситуации, если рассматривать вопрос по существу, поступили правильно.

Политики – официальные заявления, отражающее общие намерения руководства организации в соответствующих вопросах и направления, в которых оно собирается развивать ее деятельность. Делать такие заявления – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО высшего руководства. Вместе с тем, при внедрении ИСО 9001:2000 формирование и обнародование политики в области качества становится еще и его ОБЯЗАННОСТЬЮ.

В организации с сертифицированной СМК в ЛЮБОЙ момент времени должна быть в наличии документально оформленная политика в области качества, сформулированная (принятая, утвержденная и т.п.) лицами, являющимися высшим руководством этой организации. Это – требование разделов 4.2.1.а) и 5.3 ИСО 9001:2000. Отсутствие ТАКОЙ политики должно быть признано несоответствием требованиям ИСО 9001:2000 к СМК, причем – несоответствием критическим или существенным. Поэтому в данной части с выводами аудиторов нельзя не согласиться. Это – первое.

Второе. Конечно, при смене высшего руководства, новые лица могут посчитать, что положения, содержащиеся в предыдущей редакции политики в области качества, остаются актуальными и не требуют на момент ознакомления с ними внесения каких-то изменений (хотя могут посчитать и по-другому). Но ограничиться ТОЛЬКО устным заявлением о своем мнении НЕДОСТАТОЧНО, поскольку ИСО 9001:2000 (раздел 4.2.1.а) требует, чтобы такое заявление было сделано высшим руководством в ПИСЬМЕННОЙ форме.

Если новый директор согласен с текстом, отражающим мнение по этому вопросу его предшественника, то свое мнение он может выразить двумя способами:

а) подписаться под текстом политики в старой редакции как действующий директор;

б) выпустить отдельное письменное заявление о согласии с содержанием политики, подписанной предшествующим директором.

Оба эти варианта с точки зрения ИСО 9001:2000 являются равноценными.

Заключение. В описанном случае отрицательная оценка аудиторами отсутствия ДОКУМЕНТАЛЬНО ОФОРМЛЕННОГО заявления нового высшего руководства о его политике в области качества является обоснованной. Предыдущий вариант политики должен быть рассмотрен новым директором, при необходимости актуализирован, и документально оформлен.

Если новый директор считает необходимым сохранить в силе положения предыдущей политики, не добавляя в нее (пока) ничего нового, то сделать он это может как путем прямого переоформления политики на свое имя, так и выпустив на этот счет специальное письменное заявление. Оба варианта должны быть признаны аудиторами приемлемыми.