Главная » Дополнительно » ПУБЛИКАЦИИ


ПУБЛИКАЦИИ

Коллизии аудита. Журнал «Методы менеджмента качества», 2017, №3

Качалов В.А.

У нас с коллегами возник вопрос о правомерности размещения информации об СМК организации и действующем сертификате СМК на паспорте качества нашей продукции.

Дело в том, что в углу этого документа у нас написано «Сертификат соответствия СМК № ХХХХ ГОСТ Р ИСО 9001–2015». При этом наши коллеги с предприятия-партнера, также имеющего сертифицированную СМК, сообщили, что в свое время хотели наносить аналогичную фразу на свои паспорта качества, но аудиторы органа по сертификации не рекомендовали так поступать, ссылаясь на то, что это информация о системе, а не о продукции.

Хотелось бы узнать мнение специалистов по возникшему вопросу.

Если исходить из номера стандарта, то очевидно, что в данной компании после сертификации прошло менее года. Значит, уже в ходе самого первого инспекционного контроля аудиторы органа по сертификации обязаны были проанализировать применение сертификата и информации о нем в рекламных целях. Узнав о нанесении указанной фразы на паспорт качества выпускаемой продукции, они должны были не только «не рекомендовать это делать», а квалифицировать данный факт как прямое нарушение компанией правил сертификации.

Речь идет о несоблюдении требований п. 8.3 «Ссылки на сертификацию и использование сертификационных знаков» стандарта [1]1, а именно (см. приложение 1):

  • неискушенный потребитель, читая данную фразу на паспорте качества ПРОДУКЦИИ, вполне может отнести ее к неким дополнительным положительным характеристикам САМОЙ продукции, что является необоснованным, т. е. вводящим (пусть даже и непреднамеренно) потребителя в заблуждение;
  • нарушает требования п. 8.3.2, поскольку «паспорт на продукцию» — это и есть «сертификат о результатах проверки»;
  • содержание этой фразы не соответствует требованиям п. 8.3.3 [1].

Право органа по сертификации требовать от сертифицированного клиента соблюдать требования п. 8.3.3 следует из п. 8.3.4 [1].

По этим причинам ответ эксперта на обсуждаемый вопрос таков: данная фраза из паспорта(ов) качества продукции должна быть изъята или заменена «правильной», отвечающей требованиям разд. 8.3. А поскольку этого еще не сделано, то компании просто повезло, что информация о наличии указанной записи на паспортах качества продукции органу по сертификации пока не известна. В противном случае (если, конечно, это добросовестный орган по сертификации) он был просто обязан незамедлительно предпринять соответствующие меры (см. п. 8.3.5 [1]).

Необходимое послесловие

Следует понимать, что само по себе желание рассказать потребителям о наличии в компании сертифицированной СМК не только вполне понятно, но и совершенно обоснованно: у каждой компании ЕСТЬ такое право. Однако пользоваться им надо В СООТВЕТСТВИИ с правилами.

К сожалению, случаи применения некорректных фраз о наличии в компании сертифицированной СМК встречаются очень часто. В рамках данного ответа у автора нет возможности на конкретных примерах объяснить их некорректность, а также проиллюстрировать, как правильно отражать информацию о сертифицированном статусе СМК в средствах массовой информации, рекламных материалах, на этикетках, упаковке продукции, в сопровождающих ее документах и т. п. В связи с этим эксперт отсылает заинтересованных читателей к публикациям [4–6], а также к документу [7], содержащему рекомендации Международной организации по стандартизации о том, как правильно «рассказывать» о своей сертификации на соответствие требованиям стандартов ISO 9001 и ISO 14001.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ISO/IEC 17021–1:2015. Conformity assessment. Requirements for bodies providing audit and certification of management systems. Part 1: Requirements (Оценка соответствия. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования).

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021–2008. Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021–2012. Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента.

4. Качалов В.А. Как «хвалиться» сертификатом соответствия // Методы оценки соответствия. – 2009. – № 7.

5. Качалов В.А. Реклама сертификата. Как правильно? // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 12.

6. Качалов В.А. Реклама сертификации: не вводите потребителя в заблуждение // Все о качестве. Зарубежный опыт: Науч.-тех. сб. – НТК «Трек». – 2013. – Вып. 68.

7. Publicizing your ISO 9001:2000 or ISO 14001 certification (Как извещать о вашей сертификации на соответствие ISO 9001:2000 или ISO 14001) – см. сайт ISO www.iso.org.

 

Приложение

ISO/IEC 17021–1:2015. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ АУДИТ И СЕРТИФИКАЦИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

ЧАСТЬ 1. ТРЕБОВАНИЯ

8.3. Ссылки на сертификацию и использование сертификационных знаков

8.3.1. В органе по сертификации должно быть установлено правило управления любым знаком сертификации системы менеджмента, право на использование которого он предоставляет клиентам. Это правило должно обеспечивать, помимо прочего, возможность по знаку определять орган по сертификации. В знаке или сопровождающем его тексте не должно быть неясности относительно того, что именно было сертифицировано и какой орган по сертификации признал сертификацию. Этот логотип не должен наноситься на продукцию или на ее упаковку или использоваться каким-либо другим способом, который может быть интерпретирован как признак соответствия самой продукции.

П р и м е ч а н и е. В стандарте ISO/IEC17030 содержится дополнительная информацияпо вопросу использования знаков третьих сторон.

8.3.2. Орган по сертификации не должен позволять наносить свой знак на отчеты или сертификаты о результатах лабораторных испытаний, калибровки или проверки.

8.3.3. В органе по сертификации должно быть установлено правило нанесения любого заявления о том, что сертифицированный клиент имеет сертифицированную систему менеджмента, на упаковку продукции или включения такого заявления в сопровождающую продукцию информацию. Под упаковкой продукции понимается то, что может быть удалено без разделения продукции или без ее повреждения. Под сопровождающей информацией понимается то, что доступно независимо от продукции или легко отделяется от нее. Идентификаторы типа продукции или идентификационные таблички рассматриваются как часть продукции. Заявления не должны делаться таким образом, который подразумевает, что тем самым сертифицированы продукция, процесс или услуга.

Заявления должны содержать ссылку:

  • на сертифицированного клиента (например, на его бренд или наименование);
  • на тип системы менеджмента (например, на СМК, на систему экологического менеджмента) и применимый стандарт;
  • на орган по сертификации, выдавший сертификат.

8.3.4. Орган по сертификации должен на основе имеющего юридическую силу соглашения требовать, чтобы сертифицированный клиент:

a) соответствовал требованиям органа по сертификации при ссылках на свой статус сертифицированной организации в средствах массовой информации, таких как интернет, брошюры или рекламные материалы или другие документы;

b) не делал сам никаких вводящих в заблуждение заявлений о своей сертификации и не позволял делать таких заявлений другим;

c) не использовал сам документ о сертификации или его части таким образом, который вводит в заблуждение, и не позволял делать это другим;

d) в случае отзыва сертификации прекратил по указанию органа по сертификации (см. п. 9.6.5) использование всех рекламных материалов, в которых имеется ссылка на его сертификацию;

e) внес изменения во все рекламные материалы в случае сокращения области сертификации;

f) не допускал, чтобы ссылки на то, что его система менеджмента сертифицирована, делались таким образом, который подразумевает, что орган по сертификации сертифицировал продукцию (включая услуги) или процесс;

g) не намекал, что сертификация распространяется на деятельность и отдаленные производственные площадки, находящиеся за рамками области сертификации;

h) не использовал факт своей сертификации таким образом, который нанес бы ущерб репутации органа по сертификации и/или системы сертификации и привел бы к потере доверия к ним со стороны общественности.

8.3.5. Орган по сертификации должен осуществлять соответствующий контроль за использованием своих прав собственности и принимать меры в отношении некорректных ссылок на статус сертифицированной организации или вводящего в заблуждение использования документов о сертификации, сертификационных знаков или отчетов об аудитах.

Примечание. К подобным мерам могут относиться требования об устранении несоответствия и осуществлении корректирующихдействий, приостановка сертификации, ее отзыв, опубликование информации о нарушенияхи (в случае необходимости) юридически значимыедействия.

-----------------------------

1 Отметим, что указанные требования не являются чем-то новым. Аналогичные требования содержались и в предыдущих редакциях ISO/IEC 17021, вышедших в 2006 и 2011 гг., в том числе и в их национальных эквивалентах [2] и [3]. К сожалению, национального эквивалента стандарта [1] до сих пор нет. Представленный в приложении текст является авторским переводом [1].