Главная » Дополнительно » Сертификация систем менеджмента » Мифы и ошибочные суждения о сертификации систем менеджмента » Часть 3. Мифы о статусе органов по сертификации систем менеджмента


Часть 3. Мифы о статусе органов по сертификации систем менеджмента

Часть 1.Часть 2.Часть 3.Часть 4.Часть 5.Часть 6. Часть 7.

Мифы о сертификации как таковой

Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента

Мифы о статусе Органов по сертификации систем менеджмента

Мифы об аудиторах систем менеджмента

Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента

Мифы о процедуре проведения сертификационных аудитов систем менеджмента

Мифы о бизнес-результатах сертификации систем менеджмента


Миф 3-1.
Сертификацию систем менеджмента могут осуществлять только Органы по сертификации, имеющие соответствующую аккредитацию

Нет, это не так. В принципе любое лицо (юридическое или частное), желающее оказывать услуги по сертификации, должно приобрести статус Органа по сертификации, для чего ему необходимо получить аккредитацию. В большинстве развитых стран этим занимаются национальные службы или Органы по аккредитации (в Германии, например, это DAkkS). Свидетельством наличия такой аккредитации кроме официального сертификата является также специальный знак, право на использование которого в рекламных целях (в т.ч. на размещение на выдаваемых сертификатах) Орган по сертификации получает при своей аккредитации.

В Российской Федерации в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» создана Федеральная служба по аккредитации. Новое ведомство находится в ведении Минэкономразвития и выполняет функции по формированию единой национальной системы аккредитации, проведению аккредитации и осуществлению контроля деятельности аккредитованных лиц.

Особо отметим, что в Российской Федерации аккредитация Органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе добровольности (ст. 31 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ). Аналогичное правило действует и в других странах.

С учетом этого аккредитованный в какой-то области Орган по сертификации может действовать одновременно как Орган по сертификации и в какой-то другой области сертификации тоже, но уже без официальной аккредитации. Конечно, в этом случае права размещать на выдаваемом сертификате или в других местах соответствующий знак, свидетельствующий о наличии у этого Органа по сертификации соответствующей аккредитации, просто не будет.

Другое дело, что сертифицирующимся компаниям надо понимать: доверие к результатам сертификации, проведенной аккредитованным для этого Органом по сертификации (такая сертификация называется иногда «аккредитованной сертификацией»), будет выше, чем к результатам сертификации, проведенной Органом по сертификации, не имеющим соответствующей аккредитации. Причина этого проста: положительные итоги аккредитации основываются на результатах серьезной проверки соответствия деятельности Органа по сертификации в заявленной для аккредитации области требованиям международно-признанных стандартов, предъявляемым к таким органам.


Миф 3-2.
Органов по сертификации систем менеджмента в мире немного, в Российской Федерации, в частности – не более десятка

Нет, это далеко не так. На самом деле Органов по сертификации систем менеджмента только в Российской Федерации более 300, в мире в целом – многие тысячи. Другое дело, что их авторитет и востребованность на рынке услуг по сертификации систем менеджмента разные. Так, например, из более, чем 1,1 миллиона действующих в мире сертификатов на системы менеджмента качества, около 40% было выдано всего десятью Органами по сертификации, что, без сомнения, дает основание считать их признанными лидерами в этой области.


Миф 3-3.
Любой Орган по сертификации может получить только одну аккредитацию

Нет, это не так. На самом деле любое лицо (юридическое или физическое), при желании, может получить аккредитацию в качестве Органа по сертификации в любом Органе или службе по аккредитации любой страны, в том числе в нескольких одновременно. Естественно, что при этом ему надо будет выполнить требования соответствующего Органа/службы по аккредитации, предъявляемые к лицу или организации, желающих получить такую аккредитацию.

В России существует немало Органов по сертификации, аккредитованных одновременно в нескольких Органах/службах по аккредитации, в том числе в зарубежных.


Миф 3-4.
Сертификат соответствия, выданный аккредитованным Органом по сертификации, признается всеми потребителями

Нет, это далеко не так. На самом деле разные потребители могут признавать сертификаты, выданные одними Органами по сертификации (как официально аккредитованными, так и не имеющими такой аккредитации) и отказывать в доверии сертификатам, выданным другими Органами по сертификации, вне зависимости от наличия или отсутствия у них официальной аккредитации. Это их право. Более того, чаще всего – хорошо это или плохо, это отдельный разговор – именно так и происходит.


Миф 3-5.
Все выдаваемые аккредитованными Органами по сертификации сертификаты на системы менеджмента эквивалентны, вне зависимости от наименования Органа по сертификации и страны его расположения

Нет, это не совсем так. Если говорить о технической эквивалентности, то это действительно так, ибо каждый из выданных сертификатов подтверждает соответствие системы менеджмента требованиям соответствующих национальных стандартов, являющихся технически эквивалентными (за это отвечают соответствующие национальные органы по стандартизации). Но в реальной жизни рынок интересует, конечно же, не техническая эквивалентность сертификатов, а их авторитет (степень признания) у потенциальных заказчиков сертифицируемой компании. А он у одного и того же заказчика в отношении сертификатов, выданных разными Органами по сертификации, разный, ибо степень признания определяется совокупностью целого ряда факторов, среди которых:

  • наличие или отсутствие официальной аккредитации Органа по сертификации в области сертифицируемых систем менеджмента;
  • собственная «бизнес-история» Органа по сертификации;
  • количество и состав сертифицированных клиентов;
  • количество предлагаемых областей сертификации;
  • соотношение штатных и привлекаемых аудиторов;
  • отзывы сертифицированных клиентов;
  • наличие или отсутствие агрессивной публичной рекламы возможности упрощенного получения сертификата и т.д..

Миф 3-6.
Взаимное признание Органами по сертификации одной страны сертификатов, выданных Органами по сертификации других стран, происходит посредством подписания договоров между странами или их полномочными органами

Нет, это не так. На самом деле юридически значимым образом факт эквивалентности сертификатов, выданных разными Органами по сертификации (даже не обязательно находящихся в разных странах) могут признать только сами эти Органы по сертификации (точнее, Системы сертификации) путем подписания между собой соответствующих соглашений. Эквивалентность означает, что организация, пройдя процедуру сертификации и получив сертификат соответствия в одном из подписавших соглашение Органе по сертификации, может получить сертификат другого Органа-члена соглашения без прохождения повторно процедуры сертификации – только на основании наличия первого сертификата. Примером такого соглашения является сеть IQNet.

Если же говорить в целом о процедуре признания результатов сертификации одного Органа по сертификации другим Органом по сертификации, то она определена не соглашениями между странами, а обязательным для применения документом Международного аккредитационного форума по вопросу признания сертификатов - IAF MD 2:2007 «IAF Mandatory Document for the Transfer of Accredited Certification of Management Systems».


Миф 3-7.
Для осуществления своей деятельности на территории России Органу по сертификации из другой страны необходимо получить соответствующее разрешение уполномоченных органов Российской Федерации

Нет, это не так. На самом деле никакого разрешения не требуется, поскольку сама по себе деятельность по подтверждению соответствия не требует какого-то разрешения на свое осуществление и не подлежит лицензированию.

Если заказчик сертификации находится в России, то по его приглашению для проведения аудита на общих основаниях могут приехать аудиторы любого зарубежного Органа по сертификации, являющиеся гражданами других государств. Если же направляемое зарубежным Органом по сертификации для проведения аудита лицо является гражданином Российской Федерации (а таких случаев все больше и больше), ему, тем более, не требуется никакого разрешения на участие в аудите российской организации.

Конечно, если зарубежный Орган по сертификации захочет открыть в нашей стране свой официальный филиал или представительство, он должен будет зарегистрировать их в установленном порядке в качестве юридического лица.


Миф 3-8.
Если выбранный для сертификации системы менеджмента Орган по сертификации находится не в России, то для сертификации всю документацию системы менеджмента надо будет перевести на язык этой страны

Нет, это не совсем так. Обычно этого делать не приходится, поскольку все пользующиеся в России авторитетом (читайте: спросом) Органы по сертификации имеют аудиторов, либо являющихся гражданами Российской Федерации (и, естественно, знающих русский язык), либо владеющих русским языком в степени, достаточной для понимания технических документов и разговора на темы соответствующих стандартов и сертифицируемой области деятельности.

Вместе с тем, если в команде по аудиту будут входить лица, не знающие русского языка, организация-заявитель обязана предоставить для каждого из них переводчика, при этом трудоемкость аудита (и, соответственно, его цена) увеличивается приблизительно на 20%. В таких случаях некоторые документы Орган по сертификации вправе попросить предоставить в переводе.


Миф 3-9.
Если организация планирует обратиться за сертификацией в какой-то иностранный Орган по сертификации, то в Руководстве по системе менеджмента и в других документах сертифицируемой системы она должна делать ссылки на национальные стандарты этой страны, эквивалентные соответствующим международным стандартам

Нет, это не так. На самом деле, в документации системы менеджмента можно ссылаться на сам международный стандарт или на любой его национальный эквивалент. Они и называются эквивалентными, поскольку их перевод должен быть технически эквивалентен оригиналу, за что несут ответственность национальные органы по стандартизации. Другое дело, что некоторые «эквиваленты» не совсем соответствуют оригиналу.

Вместе с тем следует понимать и учитывать, что приезжающие для анализа системы менеджмента аудиторы, конечно же, будут использовать в качестве критериев сертификации не национальный стандарт той страны, в которой расположен заявитель сертификации, а национальный эквивалент страны размещения и/или аккредитации своего Органа по сертификации.


Миф 3-10.
Орган по сертификации сам должен иметь сертифицированную систему менеджмента

Нет, это не так. С одной стороны, любой Орган по сертификации, действующий в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 10.1), должен создать у себя и поддерживать в актуальном состоянии систему менеджмента, которая в состоянии обеспечивать и демонстрировать устойчивое выполнение требований этого международного стандарта. Но при этом в соответствии с требованиями п. 5.2.4 этого же стандарта никакой сертифицирующий орган не должен сертифицировать другой сертифицирующий орган в той области его деятельности, которая связана с сертификацией систем менеджмента. Поэтому обсуждаемая сертификация в установленном порядке просто невозможна.


Миф 3-11.
Чтобы гарантированно пройти сертификацию с положительными результатами целесообразно за консультационными услугами по разработке, внедрению систему менеджмента и подготовке ее к сертификации обратиться в сам выбранный Орган по сертификации или в те консультационные компании, которые рекомендует этот Орган по сертификации

Нет, это не так. С одной стороны, подобное обращение в Орган по сертификации закончится ничем, поскольку ни одному аккредитованному Органу по сертификации не разрешено выступать в качестве консультанта при внедрении систем менеджмента. На этот счет есть прямое указание международного стандарта ISO/IEC 17021:2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» (п. 5.2.5): «Ни сертифицирующий орган, ни какая-либо часть этого же юридического лица не должны предлагать или осуществлять консультирование по системам менеджмента».

С другой, указанный стандарт требует, чтобы:

- во-первых, деятельность сертифицирующего органа не рекламировалась или предлагалась в связке с деятельностью организации, консультирующей по вопросам систем менеджмента;

- во-вторых, сертифицирующий орган осуществлял действия по исправлению не соответствующих действительности заявлений консультирующей организации, если последняя утверждает или намекает, что сертификация будет проще, легче, быстрее или дешевле, если обратиться в данный сертифицирующий орган;

- в-третьих, сертифицирующий орган не утверждал или намекал, что сертификация будет проще, легче, быстрее или дешевле, если обратиться в определенную консультирующую организацию (п. 5.2.9).

Все указанное рассматривается как прямая угроза беспристрастности Органу по сертификации.