Главная » Дополнительно » Сертификация систем менеджмента » Мифы и ошибочные суждения о сертификации систем менеджмента » Часть 2. Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента


Часть 2. Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента

Часть 1.Часть 2.Часть 3.Часть 4.Часть 5.Часть 6. Часть 7.

Мифы о сертификации как таковой

Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента

Мифы о статусе Органов по сертификации систем менеджмента

Мифы об аудиторах систем менеджмента

Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента

Мифы о процедуре проведения сертификационных аудитов систем менеджмента

Мифы о бизнес-результатах сертификации систем менеджмента


Миф 2-1.
Международный стандарт на систему менеджмента (например: ISO 9001:2008, ISO 14001:2004, ISO 22000:2005, ISO 28000:2007 и т.д.):

  • становится обязательным для страны-члена Международной организации по стандартизации, если она при принятии этого стандарта проголосовала за него;
  • является необязательным, если страна проголосовала против этого стандарта.

Нет, это не так. На территории любой страны юридически значимую силу (в т.ч. обязательность или добровольность применения) имеют лишь документы, принятые соответствующими уполномоченными органами этой страны. По этой причине сами по себе международные стандарты изначально носят для любой страны и хозяйствующих в ней субъектов лишь рекомендательный характер, вне зависимости от того, как страна проголосовала – «за» этот стандарт или «против».


Миф 2-2.
Для применения международного стандарта на систему менеджмента (например, ISO 9001:2008, ISO 14001:2004) в своей стране нужно получить разрешение Международной организации по стандартизации (International Organization for Standartization – ISO)

Нет, это не так. Все стандарты, принимаемые этой международной организацией, являются открытыми и для своего применения не требуют ни какого-либо согласия или разрешения, ни какой-либо платы. Другое дело, что опубликованные стандарты для своего официального применения надо будет приобрести в Секретариате ISO или в уполномоченных организациях.


Миф 2-3.
Сертификация на соответствие международному стандарту (например, ISO 9001:2008, ISO 14001:2004) означает возможность получения международного сертификата

Нет, это не так. На самом деле никаких международных сертификатов нет, поскольку их тогда должен выдавать некий международный орган, а такого в мире просто не существует. Международная же организация по стандартизации (International Organization for Standartization – ISO) хоть и является международной, но действий по оценке соответствия не проводит и никаких сертификатов не выдает.


Миф 2-4.
Сертификация системы менеджмента организации на соответствие национальному эквиваленту международного стандарта (в России, например, национальным эквивалентом международного стандарта ISO 9001:2008 на системы менеджмента качества является ГОСТ ISO 9001-2011) означает одновременно соответствие национальному эквиваленту этого международного стандарта в любой другой стране

Нет, это не совсем так. С точки зрения технической эквивалентности это действительно должно быть именно так. Но, к сожалению, на практике это не всегда так, поскольку переводы оригинала стандарта ISO 9001:2008 на другие языки нередко содержат ошибки и по этой причине не в точности адекватны оригиналу, а, значит, не в полном объеме адекватны друг другу. Это относится, в том числе, и к ГОСТ ISO 9001-2011. Поэтому изначально считать сертификаты, выданные Органами по сертификации разных стран, эквивалентными нельзя.

Вместе с тем, что касается систем менеджмента качества, то в странах СНГ действует единый межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011, который (в соответствии с регламентом работы СНГ и его структур) должен быть принят в качестве национального во всех станах-членах СНГ, представленных в Межгосударственном Совете по стандартизации, метрологии и сертификации. В этих странах сертификаты соответствия систем менеджмента качества требованиям национального стандарта, подготовленного на основе указанного межгосударственного, фактически подтверждают соответствие одному и тому же стандарту – ГОСТ ISO 9001-2011.


Миф 2-5.
Сертификация системы менеджмента на соответствие международному стандарту (например, ISO 9001:2008, ISO 14001:2004) гораздо престижнее, чем сертификация на соответствие его национальному эквиваленту (в России, например, это ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 14001-2007)

Нет, это не так. Во-первых, сертификация аккредитованными Органами по сертификации происходит на соответствие исключительно тем стандартам, на которую он прошел аккредитацию, при этом, как правило, эти стандарты являются не международными, а национальными стандартами страны нахождения Органа по аккредитации. Во-вторых, любой Орган по сертификации может быть аккредитован в нескольких национальных системах аккредитации (Органах по аккредитации), и тогда он может выдавать несколько сертификатов, которые будут указывать на соответствие системы менеджмента требованиям соответствующих национальных стандартов.

По этой причине если говорить о степени престижа выдаваемого сертификата (а, точнее, о степени доверия к нему со стороны потенциальных потребителей сертифицируемой организации), то он определяется не категорией стандарта (международный, региональный или национальный), а авторитетом самого Органа по сертификации (см. комментарии к мифу 3-5).


Миф 2-6.
Сертификация системы менеджмента организации на соответствие международному стандарту (например: ISO 9001:2008, ISO 14001:2004) означает получение организацией международного признания

Нет, это не так. Во-первых, международное признание любой организации может быть выражено либо международной организацией, либо соответствующими уполномоченными органами нескольких стран. Вместе с тем, прецедентов признания организаций на таком уровне и на основе рассматриваемых оснований в мире нет. Во-вторых, такое признание само по себе хоть и важно, но к предмету обсуждения дела не имеет, поскольку речь должна идти о степени признания не организации, а полученного ею сертификата. Именно его должен признать потребитель (вне зависимости от того, в какой стране он находится) или другой Орган по сертификации. А это определяется не международным статусом стандарта, использованного в качестве критерия соответствия, а авторитетом Органа по сертификации, проводившего сертификацию (см. комментарии к мифу 3-5).


Миф 2-7.
Несоответствие системы менеджмента организации требованиям национального эквивалента международного стандарта (например, в России национальным эквивалентом международного стандарта ISO 9001:2008 на системы менеджмента качества является ГОСТ ISO 9001-2011) влечет за собой ответственность, вплоть до уголовной

Нет, это не совсем так. Все зависит от следующего:

  • является ли в данной стране применение национальных стандартов (в т.ч. на системы менеджмента) обязательным или нет;
  • какая степень ответственности установлена в данной стране за несоблюдение обязательных стандартов (в т.ч. на системы менеджмента).

В Российской Федерации применение национальных стандартов, в т.ч. и ГОСТ ISO 9001-2011, является добровольным, поэтому несоблюдение его требований никакой законодательно предусмотренной ответственности за собой не влечет.


Контакты
Секретариат:
+7 (495) 308 99 33
+7 (495) 308 99 34 (факс)
Планово-договорной отдел:
+7 (495) 308 99 35
+7 (495) 308 99 36 (факс)