Часть 1. Мифы о сертификации как таковой

Часть 1.Часть 2.Часть 3.Часть 4.Часть 5.Часть 6. Часть 7.

Мифы о сертификации как таковой

Мифы о международной и национальной сертификации систем менеджмента

Мифы о статусе Органов по сертификации систем менеджмента

Мифы об аудиторах систем менеджмента

Мифы о методике организации и проведения сертификации систем менеджмента

Мифы о процедуре проведения сертификационных аудитов систем менеджмента

Мифы о бизнес-результатах сертификации систем менеджмента


Миф 1-1.
Сертифицировать можно только материальные объекты, характеристики которых можно измерить количественно

 Нет, это не так. Вначале сертификацию действительно связывали только с продукцией. Так, вышедший в нашей стране в 1993 году закон «О сертификации продукции и услуг» (№ 5151-1 от 10 июня 1993 года) в самой первой своей статье «Понятие сертификации» говорил только о сертификации продукции: Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Частично это ошибочное мнение сохранилось и сейчас. Например, широко цитируемая «Википедия» (по состоянию на 25.05.2013) все еще дает следующее определение сертификации: Сертифика́ция (лат.Sertificoудостоверяю) – подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.

Вместе с тем, принятый еще в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.) расширил понятие сертификации, определив ее как форму осуществляемого Органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сегодня в общем случае под сертификацией понимают деятельность по подтверждению соответствия чего-то чему-то. Поэтому, на самом деле, добровольно сертифицировать можно всё, по отношению к чему установлены требования, в т.ч. продукцию, работы (услуги), компетентность отдельных лиц, а также системы менеджмента.

Сертификация может быть добровольной или обязательной. Что касается обязательной сертификации, то она к системам менеджмента не применима, поскольку в Российской Федерации объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» (ст. 23 Федерального закона «О техническом регулировании», Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982).


Миф 1-2.
Наличие сертификата дает его обладателю определенные права, являясь эквивалентом лицензии

Нет, это не так. Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года №99-ФЗ).

Отдельные виды деятельности могут лицензироваться, т.е. ими разрешено заниматься только после предварительного получения такого специального разрешения – лицензии. В России перечень лицензируемых видов деятельности установлен указанным выше Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральным законом «О связи» от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ.

В отличие от лицензии сертификат – это лишь документ о признании соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему требованиям. Сам по себе онникому никаких прав не предоставляет. А вот определенные предпосылки для бизнеса, вне сомнения, создает.

Так, например, если производитель желает выпустить в обращение на территории Российской Федерации продукцию, включенную в «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982), он может это делать только при условии получения в установленной форме подтверждения соответствия этой продукции требованиям соответствующего технического регламента (ст. 28 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ). Таким образом, наличие обязательного сертификата на продукцию из указанного перечня является необходимым (но не всегда достаточным) условием для получения права выпуска такой продукции в обращение на территории Российской Федерации.

Если говорить о добровольной сертификации, то наличие соответствующего сертификата всё чаще становится одним из условий участия в конкурсах на выполнение необходимых работ, поставку необходимой продукции или занятие определенной должности. Но, в отличие от лицензии, наличие сертификата само по себе никакого права стать победителем такого конкурса и стать исполнителем заказа или занять соответствующую должность не дает. Наличие сертификата и здесь является недостаточным условием для положительного результата, но часто – просто необходимым.

Таким образом, сам по себе сертификат желаемых прав не дает, но без него их получение очень часто невозможно. В ПРИНЦИПЕ.


Миф 1-3.
Сертификация в обязательной сфере и добровольная сертификация проходят по одним и тем же правилам

Нет, это не совсем так. Принципиальный подход к проведению добровольной и обязательной сертификации одинаков: при сертификации устанавливается оценка степени соответствия сертифицируемого объекта установленным критериям. А вот методы оценки в этих случаях отличаются.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (ст. 19, 20, 21 и 23) добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное – в форме принятия декларации о соответствии или в форме обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и Органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты (например, компетентность лица или система менеджмента), в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующими техническими регламентами, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом.


Миф 1-4.
Правила сертификации в стране устанавливаются «сверху» - законами или органами исполнительной власти

Нет, это не совсем так. Правила сертификации включают в себя форму и схему подтверждения соответствия. В Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ:

  • форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
  • схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств.

Для продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, правила сертификации устанавливаются техническими регламентами (ст. 19 указанного выше закона). Решение же о вводе в действие технических регламентов действительно принимается «сверху»: международным договором Российской Федерации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (ст. 9 указанного закона).

А вот в случае добровольной сертификации перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, а также правила выполнения предусмотренных конкретной системой добровольной сертификации работ определяют лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации (ст. 21 указанного закона), под которой в России понимается совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

За рубежом в добровольной сфере правила сертификации устанавливаются Органами по сертификации.

Вместе с тем, следует особо отметить, что для получения широкого признания выдаваемых сертификатов правилам сертификации следует соответствовать международно-признанным стандартам, устанавливающим требования к Органам по сертификации:

  • для Органов по сертификации систем менеджмента, – требованиям международного стандарта ISO/IEC 17021:2011,
  • для Органов по сертификации продукции, процессов и услуг - ISO/IEC 17065:2012,
  • для Органов по сертификации персонала – ISO/IEC 17024:2012.

Сами же Органы должны быть аккредитованы национальными Органами по аккредитации, являющимися членами соответствующих соглашений о взаимном признании, в частности, Международного аккредитационного форума (International Accreditation Forum - IAF).