Главная » Дополнительно » Сертификация систем менеджмента


Сертификация систем менеджмента

Международная практика сертификации систем менеджмента возникла и стала необычайно активно развиваться после 1987 года, когда ИСО - Международная организация по стандартизации (ISO - International Organization for Standartization) впервые разработала и приняла международные стандарты ИСО серии 9000, относящиеся не к продукции, не к каким-то отдельным видам деятельности, а к принципиально новым объектам стандартизации – к системам менеджмента компании.

Согласно международному стандарту ISO 9000:2015 «Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь»:

Система менеджмента (management system) - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.2.1), предназначенная для установления политик (3.5.8) и целей (3.7.1), а также процессов (3.4.1) для достижения этих целей.

Примечание 1 в качестве дополнения. Система менеджмента может охватывать один аспект деятельности или несколько, например, менеджмента качества (3.3.4), финансовый менеджмент или экологический менеджмент.

Примечание 2 в качестве дополнения. Элементы системы менеджмента устанавливают структуру организации, обязанности и ответственность, механизмы планирования и функционирования, политики, методы, правила, убеждения, цели, а также процессы для достижения этих целей.

Примечание 3 в качестве дополнения. Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, конкретные выделенные функции внутри организации, конкретные выделенные части организации, или одну или несколько функций в группе организаций.

Примечание 4 в качестве дополнения. Данный термин является одним из общих терминов и ключевых определений для стандартов ISO на системы менеджмента, содержащихся в Annex SL of the Consolidate ISO Supplement to the ISO/IEC Directives, Part 1. Исходное определение было изменено за счет изменения примечаний 1 и 2, являющихся дополнением.

Не случайно, что первыми объектами стандартизации стали системы менеджмента качества (СМК), требования к которым были сформулированы в стандартах ИСО серии 9000. По прошествии трех десятков лет уже более 1,1 млн. предприятий и организаций по всему миру применили механизм независимой сертификации для подтверждения соответствия своих корпоративных систем менеджмента качества требованиям этих стандартов.

Вслед за этим ИСО в 1996 г. разработала и утвердила требования к системам экологического менеджмента (стандарты ИСО серии 14000), на соответствие которым в настоящее время прошли сертификацию уже около 150 тыс. компаний по всему миру.

На международном уровне также получили признание спецификации на системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OHSAS 18001).

 В 2003 г. ИСО разработала и приняла стандарты, содержащие требования к системе менеджмента безопасности пищевой продукции (стандарты ИСО серии 22000).

И все же наибольшее применение в мире получили стандарты в области менеджмента качества. Стандарты ИСО серии 9000 стали основой для разработки стандартов на системы менеджмента качества, учитывающих отраслевую специфику. Первыми такие стандарты были приняты для поставщиков автомобильной промышленности – QS-9000, VDA и др., обобщая требования которых был подготовлен и выпущен международный стандарт ИСО/ТС 16949. Затем аналогичные специализированные стандарты стали приниматься инициативными группами других отраслей – аэрокосмической, телекоммуникационной, нефтегазодобычи, пищевой, производства программных продуктов, здравоохранения, производства медицинских приборов и оборудования, образования. И процесс этот продолжается.

Для всех перечисленных случаев механизмом признания соответствия корпоративной системы менеджмента требованиям соответствующих стандартов является сертификация системы менеджмента с выдачей сертификата соответствия системы менеджмента требованиям стандарта (подробнее с процедурой сертификации системы менеджмента по ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и ISO 22000 можно ознакомиться по ссылке).

Основные причины, которые обычно приводят к решению о сертификации системы менеджмента: 

  • Требование Клиента или государственное регулирование;
  • Проникновение на новые рынки;
  • Доступ на те рынки, где сертификация необходима;
  • Получение преимуществ при кредитовании и страховании, участие в тендерах;
  • Устранение многочисленных проверок со стороны Клиентов и государственных органов;
  • Улучшение репутации компании;
  • Рекламное преимущество по сравнению с не сертифицированными конкурентами;
  • Повышение стоимости Компании для её продажи.