Системы менеджмента на основе ISO 9001:2015 и ISO 14001:2015. Комментарии, рекомендации, практика внедрения
В книге в систематизированном виде последовательно рассматриваются требования новых (2015 года) редакций международных стандартов ISO 9001 и ISO 14001 на системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Материал подготовлен в виде совокупностей многочисленных официальных и десятков авторских комментариев, а также сотен рекомендаций и примеров из практики реализации требований этих стандартов.
«Риски» и «Возможности» в стандарте ISO 9001:2015: порознь или вместе?
Задуматься о правильном ответе на заданный в заголовке вопрос автора заставило то обстоятельство, что при знакомстве с различными публикациями и в разговорах со своими коллегами он встретился с целым рядом НЕСОВПАДАЮЩИХ толкований понятий «риски» и «возможности», используемых в тексте новой версии стандарта ISO 9001 в виде словосочетания risks and opportunities.
На что распространяются требования п. 7.5.5 стандарта ISO 9001:2008 при оказании образовательных услуг?
Требования п. 7.5.5 стандарта ISO 9001:2008 (далее — ISO 9001) определяют деятельность по обеспечению сохранности ПРОДУКЦИИ. Поэтому автор с самого начала хотел бы уточнить для читателей, о КАКОЙ продукции он будет вести разговор.
Преемственность — ожидаемая и реализованная особенность стандартов ISO
Насколько велика в новых стандартах ISO 9001 и ISO 14001 доля ключевых изменений?
В чем новые версии этих стандартов повторяют старые?
Сохранилась ли положительная тенденция в новых версиях?
Международная организация по стандартизации (ИСО) опубликовала в сентябре этого года новые редакции наиболее популярных стандартов на системы менеджмента — ISO 9001 и ISO 14001. Сейчас они энергично изучаются всеми заинтересованными сторонами.
Интервью В.А. Качалова журналу «Методы менеджмента качества»
Во второй половине января 2016 г. РИА «Стандарты и качество» планирует организовать для заинтересованных лиц мастер-класс В.А. Качалова — одного из ведущих специалистов в области методики проведения аудитов систем менеджмента. В преддверии этого мероприятия Владимир Алексеевич ответил на вопросы нашего корреспондента.
Предусматривает ли модель стандарта ISO 14001:2004 обязательность выполнения правовых требований?
Если в ходе аудита системы экологического менеджмента (СЭМ) выявлено невыполнение какого-то требования нормативного правового акта или нормативного документа (далее — правовые требования), это говорит о следующем:
во-первых, о том, что это требование в организации БЫЛО НАРУШЕНО или НЕ БЫЛО ВЫПОЛНЕНО;
во-вторых (в случае, когда данное нарушение после своего появления в принципе МОГЛО быть устранено), что это нарушение в момент нахождения аудитора в соответствующем месте еще НЕ БЫЛО УСТРАНЕНО.
Само по себе и то и другое, на первый взгляд, негативно характеризует и организацию, и ее СЭМ. Обоснованность такого вывода мы обсудим позже, а сейчас давайте попробуем разобраться в том, МОЖНО ли рассматривать и использовать данный факт в качестве СВИДЕТЕЛЬСТВА АУДИТА, доказывающего несоответствие требованиям именно стандарта ISO 14001:2004, а не только правовым требованиям.
Менеджерам по качеству хорошо известно: все применяемые модели систем менеджмента требуют, чтобы цели организации (и задачи — при их наличии) были согласованы с политикой.
Всегда ли должны осуществляться корректирующие действия?
Острота данного вопроса вызвана тем обстоятельством, что автору регулярно приходится либо самому лично, либо на основе рассказов коллег сталкиваться с ситуацией, когда аудиторы третьей стороны оформляли несоответствие по п. 8.5.2 стандарта ISO 9001:2008 [1] на том основании, что:
а) в процедуре управления корректирующими действиями ОТСУТСТВОВАЛО требование, чтобы они осуществлялись по отношению ко всем выявленным несоответствиям, и/или что
б) организация РАЗРАБАТЫВАЛА И ОСУЩЕСТВЛЯЛА корректирующие действия по отношению не ко всем зарегистрированным несоответствиям.
Попыткой разобраться в обоснованности подобных заключений и является данная статья.
ГОСТ ISO 9001-2011: ошибки перевода теперь зафиксированы на уровне СНГ. Неужели навсегда?
Поводом же для подготовки представленного ниже материала стал НАКОНЕЦ-то (более чем через год (!) после принятия) официально опубликованный текст межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011, введенного Росстандартом в качестве национального с 1 января 2013 года (приказ № 1575-ст от 22 декабря 2011 года).
Что значит «создать» систему менеджмента качества и «поддерживать ее в рабочем состоянии»?
Самым первым требованием стандарта ISO 9001:2008 [1] является следующее: The organization shell establish, document, implement and maintain a quality management system…
Автор переводит это как «Организация должна разработать, документально оформить, внедрить систему менеджмента качества и обеспечить ее функционирование…» Это, в принципе, совпадает с официальным переводом ГОСТ Р ИСО 9001:2008 [2], где это требование звучит так: «Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем стоянии систему менеджмента качества…»
Проблема, с которой столкнулся дотошный менеджер качества, связана с необходимостью разобраться в том, что именно является признаком и (что самое главное) доказательством того, что система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008