Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2020, № 03

Версия для печати

О проведении оценки и повторной оценки внешних поставщиков

Наше предприятие сертифицировано на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015, ГОСТ РВ 0015-002—2012, ISO/TS 22163:2017 и прошло уже не одну ресертификацию.

В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В связи с этим на нашем предприятии была устранена оценка и повторная оценка поставщиков, так как в соответствии с законом поставщики оцениваются перед каждой закупкой.

После этого при вопросах аудиторов о проведении оценки и повторной оценки поставщиков мы ссылались на данный закон и демонстрировали тендерную документацию. Такой ответ вполне их удовлетворял, и никаких несоответствий по соответствующим пунктам этих стандартов не фиксировалось. Вместе с тем в этом году при прохождении очередного аудита нам со ссылкой на требования стандартов было оформлено несоответствие, заключающееся в том, что «организация не проводит оценку и повторную оценку своих поставщиков».

В связи с чем у нас возник вопрос: достаточно ли проводить оценку поставщиков в соответствии с указанным федеральным законом либо все-таки необходимо еще дополнительно оценивать поставщиков помимо оценки, проводимой в ходе осуществления тендерных процедур?

Будем благодарны за разъяснение.

Для получения ответа на заданный вопрос автор предлагает обозначить и обсудить два обстоятельства, которые в совокупности определяют содержание запрашиваемого ответа.

Первое. Очевидно, что эта организация попадает в перечень тех организаций, на которые в соответствии с частью 2 статьи 1 указанного закона [1] распространяется его действие. Это означает, что она ОБЯЗАНА организовывать и осуществлять соответствующие закупки необходимых ей процессов, продукции и услуг НА ОСНОВЕ и В СООТВЕТСТВИИ с положениями этого закона.

Второе. СУТЬ предъявленной аудиторами претензии заключается в том, что организация НЕ ПРОВОДИТ оценку и повторную оценку своих поставщиков1.

Поскольку автор не является специалистом по ГОСТ РВ 0015-002—2012 и ISO/TS 22163:2017, то дальнейшие комментарии будут касаться только ГОСТ Р ИСО 9001—2015 [2]. Согласно [2], приведенное В ЭТОЙ редакции положение действительно противоречит следующему требованию: «Организация должна ОПРЕДЕЛИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ критерии оценки, а также повторной оценки внешних поставщиков» [2, п. 8.4.1].

Рассмотрим, КАК связаны между собой эти обстоятельства.

В законе [1] ключевыми для нас являются следующие положения:

1. Положение о закупке является документом, который РЕГЛАМЕНТИРУЕТ закупочную деятельность заказчика [1, статья 2, часть 2]. Перечень органов, утверждающих положение о закупке, установлен в части 3 этой же статьи, притом в большинстве случаев оно должно основываться на типовом положении, утверждаемом вышестоящей организацией и ОБЯЗАТЕЛЬНОМ для применения [1, статья 2, часть 2.1].

2. В документации о конкурентной закупке должны быть указаны ТРЕБОВАНИЯ к участникам такой закупки [1, статья 4, часть 10, п. 9], при этом заказчик ОПРЕДЕЛЯЕТ требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке В СООТВЕТСТВИИ с положением о закупке [1, статья 3, часть 6].

Из этих положений закона [1] ОДНОЗНАЧНО следует, что в данной организации во ВСЕХ случаях указанных в законе закупок (в письме сказано перед КАЖДОЙ закупкой) УСТАНАВЛИВАЮТСЯ требования к потенциальным поставщикам и что именно эти требования ПРИМЕНЯЮТСЯ в качестве критериев для их ОЦЕНКИ.

Более того. Организация, при возникновении в ней новой потребности в тех же процессах, продукции или услугах, должна будет объявить новую конкурентную закупку и, соответственно, провести оценку всех участников нового конкурса на основе установленных требований, что для его предыдущих участников будет означать их ПОВТОРНУЮ ОЦЕНКУ. При этом очевидно, что установленные требования, конечно же, будут касаться способности поставщика осуществлять процессы или поставлять продукцию и услуги в соответствии с требованиями к ним, предъявляемыми организацией.

Другими словами, высказанные аудиторами претензии в отношении невыполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001—2015 являются необоснованными, ибо обсуждаемые требования во всех таких случаях оказываются ВЫПОЛНЕННЫМИ.

Согласно [2], в ПРИВЕДЕННОЙ редакции несоответствие кажется обоснованным, поскольку налицо противоречие со следующим требованием: осуществление в данной организации в отношении потенциальных поставщиков действий по их оценке, основанных на требованиях указанного закона, служит ПОЛНОЦЕННЫМ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ п. 8.4.1 [2] о необходимости определения и применения критериев для оценки и повторной оценки внешних поставщиков, исходя из их способности выполнять процессы или поставлять продукцию и услуги в соответствии с требованиями. И НЕ ТРЕБУЕТ для подтверждения соответствия этим требованиям, как говорится в письме, ДОПОЛНИТЕЛЬНО оценивать поставщиков помимо оценки, проводимой в ходе осуществления тендерных процедур.

НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

Кроме прочего, должна стать понятной неадекватность высказанного в письме следующего утверждения: в связи с этим на нашем предприятии была УСТРАНЕНА оценка и повторная оценка поставщиков. На самом же деле никакого ОТКАЗА ни от оценки, ни от повторной оценки поставщиков здесь, конечно же, НЕ БЫЛО, ибо тут же в письме сказано, что поставщики ОЦЕНИВАЮТСЯ перед каждой закупкой. Другими словами, и оценка, и повторная оценка потенциальных поставщиков в этой организации ПРОДОЛЖАЛИ проводиться и после выхода упомянутого закона, просто делалось это ПО ДРУГОЙ методике, в полной мере учитывающей соответствующие требования одной из важнейших заинтересованных сторон — государства.

________

1 Цитаты из первоисточников выделены полужирным курсивным шрифтом. Выделение в них отдельных слов прописными буквами сделано автором.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

2. ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования.


Автор:  Качалов В.А.

Возврат к списку