Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2015, № 6

Вопрос эксперту. Журнал «Методы менеджмента качества», 2015, № 6

Версия для печати

В ходе предварительного аудита нашей системы экологического менеджмента нам указали на то, что составленный «Реестр нормативных правовых актов и нормативных документов по охране окружающей среды» отражает лишь наименования документов и не содержит конкретных требований.

Не могли бы ваши эксперты подсказать, как правильно составить подобный документ?

Заранее благодарны.

В п. 4.3.2 стандарта ISO 14001:2004 на системы экологического менеджмента действительно содержится требование к организации иметь процедуру выявления применимых к ее экологическим аспектам законодательных и нормативных ТРЕБОВАНИЙ, а также других применимых к ее экологическим аспектам ТРЕБОВАНИЙ, которые организация согласилась выполнять1.

Это значит, что вашей организации действительно нужно выявить не только и не столько сами документы, сколько содержащиеся в них применимые требования. После чего, скорее всего, перед вами встанет естественный вопрос о том, чтобы как-то упорядочить эти требования и собрать в каком-то установленном месте для удобства обращения к ним.

Не углубляясь в вопросы методической точности высказанного замечания, добавлю, что в общем случае отсутствие в составленном в вашей организации реестре непосредственно самих требований еще ничего не значит. Данный реестр можно не менять, но использовать его как вспомогательный справочный документ, на основе которого вы можете создать другой документ (и даже документы), в котором будут перечислены уже сами требования.

На практике такой подход нередко имеет место в крупных холдинговых компаниях, когда централизованная (общефирменная) процедура предусматривает наличие на уровне всей компании «сокращенной» формы подобного реестра, в которой перечисляются лишь сами документы, как в описанном случае. Потом непосредственно на местах — в филиалах, отдаленных производственных подразделениях и т. п. — из включенных в этот реестр документов «извлекают» соответствующие конкретные применимые требования, которые вносятся в «рабочие» реестры требований, действующих непосредственно в филиалах и крупных или в большой степени автономных подразделениях. Так может поступить и ваша организация.

Вместе с тем, вне сомнения, составление и последующее ведение двух реестров — не самое рациональное решение. Для средних и, тем более, небольших организаций, конечно же, будет лучше, если эти реестры будут объединены. В Приложении представлена возможная форма такого реестра и пример ее заполнения.

Ее привлекательность не только в том, что в ней детально «маршрутизируется» исполнение применимых требований. Она позволяет одновременно установить механизм реализации деятельности по оцениванию соответствия выявленным требованиям, что является положением п. 4.5.2 стандарта ISO 14001:2004. В данной форме все ключевые фазы такой деятельности представлены в компактном, наглядном и удобном для использования формате.

Еще одна ценность приведенной формы — ее «интегральность», позволяющая не разрабатывать несколько реестров в том случае, когда одновременно применяются два и более стандарта на системы менеджмента и в них тоже содержатся положения о необходимости выявления применимых требований и проведения периодического оценивания соответствия осуществляемой деятельности этим требованиям — аналогично положениям п. 4.3.2 стандарта ISO 14001:2004.

Наконец, если указанную таблицу вести в формате Excel, это даст возможность оперативно делать из такого реестра разнообразные «выборки», например, по стандарту или системе менеджмента, по подразделениям-исполнителям, по срокам проведения оценки соответствия.

Вместе с тем надо иметь в виду, что использование представленной формы не снимает вопроса о том, что кто-то должен данный реестр составить, обеспечивать в дальнейшем его полноту и своевременно актуализировать. Однако разработка результативного пути решения этих задач требует отдельного обсуждения.

Реестр применимых нормативных правовых актов и нормативных документов (НПАИНД) и порядок оценивания соответствия им

(ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.20_____)

№ п. п.

Наименование НПАиНД, его номер, дата последнего изменения

Место нахождения в компании контрольного экземпляра

Содержание применимых к компании требований

Система менеджмента

Внутренний документ(ы), реализующий данное требование

Проведение оценивания соответствия осуществляемой деятельности требованиям

Ответственный за актуальность применяемой редакции

Исполнители

Ответственный за организацию и проведение

Периодичность оценивания

Форма регистрации

результатов

Форма проведения

1.

Федеральные законы

1.1

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от …)

Система «Гарант» (рабочее место начальника юридической службы)

Статья … (текст)

СЭМ

СТП № …,

разде лы № …

Положение № …

Начальник

ЛООС

1 раз в год

Протокол по форме № …

Цеха № …

В ходе плановых комплексных проверок подразделений

ЛООС

Начальник ЛООС

Статья … (текст)

СЭМ,

СМОЗиОБТ

Руководство

№ …,

разделы № …

Начальник

ЛООС

В соответствии с графиком и методами производственного экологического контроля

Акты по форме

№ …

ЛООС

ЛООС

1.2

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в редакции от …)

Юридическая служба

Статья … (текст)

СМОЗиОБТ

Инструкция № …,

разделы № …

Начальник ООТиТБ

Ежемесячно

Акты по форме № …

Цеха № …

В ходе анализа материалов при подготовке к проведению «Дня ТБ»

ООТиТБ

Руководитель юридической службы

Статья … (текст)

СМОЗиОБТ

Регламент № …,

разделы № …

Руководитель подразделения

Ежеквартально

Журналы инструктажа

Все подразделения

Контроль записей в журналах инструктажа

Подразделения

...

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Санитарные нормы и правила

2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

...

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание : ЛООС — лаборатория охраны окружающей среды; ООТиТБ — отдел охраны труда и техники безопасности; СТП — стандарт предприятия;

СЭМ — система экологического менеджмента; СМОЗиОБТ — система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, ИСМ — интегрированная система менеджмента

 

Уполномоченный по ИСМ _____________________

СОГЛАСОВАНО:

Начальник службы качества ______________________

Начальник экологической службы _________________

Начальник ООТиТБ _____________________________



Автор:  Качалов В.А.

Возврат к списку