Наша организация осуществляет проектирование и изготовление систем автоматики, а также выполняет строительно-монтажные работы (СМР) по их установке на месте. При проведении сертификации СМК аудиторы, ссылаясь на п. 7.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции», зафиксировали следующее существенное несоответствие: «Деятельность по проведению СМР подтверждается разработанными нормативными документами, но не подтверждается паспортом на процесс (находится в стадии разработки)». Вместе с тем согласно требованиям раздела 4.1.а) этого стандарта «Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации» у нас были определены и описаны в «Паспортах процесса» следующие процессы СМК: «Проектирование», «Закупки» и «Управление производственными процессами изготовления». Деятельность же по осуществлению СМР описана в стандартах организации и инструкциях. Просим разъяснить обоснованность зафиксированного существенного несоответствия, а также то, какой объем документирования необходим для описания процессов СМК. |
Вначале попытаемся понять суть зафиксированного несоответствия.
Из представленной информации следует, что в данной организации различные применяемые процессы разделены на две категории:
а) те процессы, для описания и управления которыми используются «паспорта процессов», и
б) те процессы, для описания и управления которыми используются «стандарты и инструкции».
Логически анализируя текст несоответствия, мы обнаружим, что СОБСТВЕННО НЕСООТВЕТСТВИЕ может заключаться только в одном: по мнению аудиторов, процесс осуществления строительно-монтажных работ в данной организации ДОЛЖЕН БЫТЬ описан «паспортом процесса», тогда как он описан стандартами и инструкциями (в тексте несоответствия они названы «нормативными документами»). Основание же для этого несоответствия аудиторы нашли в том, что этот процесс относится к «процессам жизненного цикла продукции».
С учетом этого для решения поставленной в письме задачи фактически нужно найти ответ на следующий вопрос: «Все ли применяемые в организации процессы должны быть документированы и при этом документированы одинаково?»
Для этого обратимся к двум официальным документам ИСО.
Во-первых, к «Руководству по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента» (документ ISO/TC 176/SC 2/N 544R2, декабрь 2003 г.), где в п. 5.1.6 сказано следующее: «Не существует никакого «каталога» или перечня процессов, которые надлежит документировать. Основное предназначение документации состоит в том, чтобы дать возможность процессам функционировать последовательно и стабильно. Организации следует установить, какие процессы надлежит документировать, исходя из:
Когда необходимо документировать процессы, можно использовать различные методы, такие как графические изображения, письменные инструкции, контрольные перечни вопросов, блок-схемы, визуальные средства информации или электронные методы».
Во-вторых, к стандарту ИСО 9001:2000, где в разделе 4.2.1.г) требуется, чтобы документация СМК включала «документы, необходимые организации для обеспечения результативного планирования, осуществления процессов и управления ими», но при этом стандарт оставляет за организацией право самой определять ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ и КОЛИЧЕСТВО таких документов, относящихся к каждому конкретному процессу.
В результате мы имеем желаемый ответ: «НЕ ВСЕ процессы должны быть документированы, а те процессы, которые организация считает необходимым документировать, могут быть документированы ПО-РАЗНОМУ».
Из этого следует, что в изложенной редакции наблюдение аудиторов НЕ МОЖЕТ быть оценено как несоответствие требованиям ИСО 9001:2000, ибо никаких требований на этот счет данный стандарт НЕ СОДЕРЖИТ. Тем более данное наблюдение не может быть оценено как СУЩЕСТВЕННОЕ несоответствие.
Заключение. Несоответствие в том виде, как оно сформулировано, не обосновано в принципе, тем более ничем не обосновано то, что его признали существенным.
Необходимое послесловие. Если отвлечься от чтения приведенного несоответствия «напрямую» (что приводит к вышесказанному заключению), то можно с большой уверенностью предположить, что аудиторы на самом деле размышляли так:
Резюме аудиторов:
Если подобные рассуждения действительно имели место, то аудиторы основывали их на методической ошибке: они считали, что КАЖДАЯ деятельность, о которой идет речь в ИСО 9001:2000 (фактически, речь идет о тех видах деятельности, которые рассматриваются в соответствующих разделах и подразделах ИСО 9001:2000), ДОЛЖНА быть идентифицирована как процесс СМК.
Но это – серьезное заблуждение, могущее иметь значительные последствия (при этом исключительно отрицательные) для аудитируемой организации. По-существу, речь идет о том, что такие аудиторы для ЛЮБОЙ организации ИЗНАЧАЛЬНО, ЗАОЧНО, при этом САМИ определяют, какие процессы необходимы для ее СМК, и как они должны документироваться, чтобы соответствовать требованиям разделов 4.1 и 4.2.1.г) ИСО 9001:2000.
Из-за невозможности подробно рассмотреть данную коллизию в ответе на прямой вопрос авторов письма, сошлемся лишь на мнение известной «Группы по практике аудитирования ИСО 9001». В своем «Руководстве по идентификации процессов» от 10.11.04 они дают четкий ответ на то, как следует интерпретировать ситуацию, в которой «аудитор полагает, что каждый раздел или подраздел ISO9001:2000 должен быть определен как отдельный процесс».
А ответ «Группы» таков: «Если аудитор считает этот подход правильным, то ему следует обратиться к соответствующим документам ИСО (а именно к документу ISO/TC 176/SC 2/N 544R2 «Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента» из пакета документов по вводу и поддержке ИСО 9000), которые ЯСНО ГОВОРЯТ О ПРОТИВОПОЛОЖНОМ».